12 октября «Петербург-концерт» приглашает совершить прогулку по музыкальной вселенной Сергея Курёхина. В Большом зале Екатерининского собрания в исполнении Эстрадно-симфонического оркестра Санкт-Петербурга под управлением маэстро Андрея Медведева будет представлена программа «Сергей Курёхин. Музыка из кинофильмов и не только»: гости услышат композиции, написанные к фильмам «Господин оформитель», «Два капитана-II», «Замок» и не только.
В 2024 году исполнилось бы 70 лет одному из самых ярких героев российской культуры конца ХХ века — композитору, музыканту-авангардисту, актеру, художнику, лицедею и мистификатору Сергею Курёхину. Однажды он точно сформулировал, пожалуй, основной принцип своего творчества: «Понимаете, всё время хочется невозможного. А раз невозможного хочется, значит, оно существует».
Выступления его самого известного проекта — «Поп-механики» — производили ошеломляющее впечатление. На сцене творилось нечто невероятное для советского времени: академических исполнителей сменяли герои советского рока, оперных див — цирковые акробаты, а именитых артистов — обезьянка на велосипеде. Буйство курёхинской творческой мысли шагало нога в ногу с ураганом перемен, перевернувших страну в 1990-е.
Капитан обладал удивительной внутренней свободой, которая наряду с огромной эрудицией и неистребимым интересом ко всему новому позволяла ему иронично троллить и мистифицировать всё на свете. Интеллигентно и элегантно он убеждал советских телезрителей в том, что по последним научным данным Ленин — гриб и радиоволна, называл утюгон Тимура Новикова «первым советским синтезатором», собранным, по слухам, ни много ни мало Владимиром Маяковским. В «Комплексе невменяемости» его герой читал лекцию об удивительных свойствах «брома, хлорирующегося двумя молекулами углекислого плюмбума», а в «Два капитана-II» рассказывал о белых марокканских карликах, свинках-камикадзе; а также изобретал несуществующие цитаты великих людей задолго до появления Интернета.
В непрерывном творческом хаосе, которым виртуозно дирижировал Курёхин, всегда присутствовала одна постоянная величина — музыка. По словам Анастасии Курёхиной: «Если говорить глобально, он считал себя композитором, музыкантом и уважал свой внутренний талант. Писать музыку была его особая миссия, и все отпущенные судьбой годы он старался выполнить эту задачу».
Разноплановость музыкальных пристрастий Курёхина, его жанровое чутьё, впечатляющий талант импровизатора, живой музыкальный язык и мастерское владение искусством стилизации в полной мере раскрылись в киномузыке. Каждый саундтрек не просто звуковое сопровождение визуального ряда — это, как правило, один из главных героев картины. Невозможно причислить эти партитуры к одному жанру. Как и в «Поп-механике», они вмещают музыку любых направлений: рок и джаз, академическая музыка и авангард. Необычные, то тревожные, то трагические, а то и откровенно фарсовые композиции никого не оставляют равнодушными. Одних они моментально очаровывают, других пугают, а третьих отталкивают.
Впрочем, если перефразировать известную поговорку — всегда лучше один раз услышать, чем сто раз прочитать.
Напомним, что художественный руководитель и дирижер музыкального коллектива «Петербург-концерта», маэстро Андрей Медведев – прямой ученик выдающегося советского дирижера Анатолия Бадхена, основателя Ленинградского концертного оркестра, который в свое время объехал с гастролями едва ли не весь мир и работал со звездными композиторами и исполнителями. Сегодня Эстрадно-симфонический оркестр Санкт-Петербурга — преемник и продолжатель творческой судьбы ленинградской музыкальной легенды. Любая программа коллектива – «арт-объект» ручной сборки, любое его выступление – глубокое и экспрессивное прочтение музыки самых разных времен сегодня.
Источник: СПб ГБУК «Петербург-концерт»