«Петербург-концерт» и Симфонический оркестр Санкт-Петербурга под руководством народного артиста России, виртуозного скрипача и дирижера Сергея Стадлера приглашают всех поклонников музыкального искусства на программы фестиваля «Рахманинов и опера в Эрмитажном театре», приуроченного к 150-летию со дня рождения великого композитора, пианиста и дирижера.
Уникальные программы фестиваля «Рахманинов и опера в Эрмитажном театре» объединяют оперные и симфонические творения гения русской музыкальной культуры, а также знаковые и редкие партитуры великих русских композиторов. Четыре контрастных и насыщенных музыкальных вечера познакомят жителей и гостей города с отечественной академической музыкой XIX – начала XX века.
Концерт-открытие, запланированный на 29 июня, продемонстрирует блистательную палитру сочинений, в которых нашли отражение сюжеты и образы славянской мифологии. Музыканты «Петербург-концерта» и Симфонический оркестр Санкт-Петербурга под руководством Сергея Стадлера исполнят раннее произведение Сергея Рахманинова – симфоническую поэму «Князь Ростислав», вдохновленную одноименной балладой Алексея Толстого, одухотворенную вторую часть из поэмы «Колокола», написанную на стихотворение Эдгара Аллана По в переводе Константина Бальмонта, и один из скрипичных романсов композитора.
В этой же программе петербургской публике будут предложены: фантасмагорическая «Ночь на Лысой горе» Модеста Мусоргского, фрагменты из лучшей оперы Александра Даргомыжского «Русалка» и симфоническая сюита «Ночь на горе Триглав» из оперы-балета «Млада», в создании которой талант Николая Римского-Корсакова как великолепного мастера оркестровки проявился чрезвычайно ярко.
Второй музыкальный вечер фестиваля, 30 июня, в котором будут представлены опера Сергея Рахманинова и симфоническая фантазия Петра Чайковского, посвящен произведениям, объединенным одним названием – «Франческа да Римини». Оба композитора, которых связывали теплые, дружеские отношения, в качестве литературного первоисточника для своих произведений обратились к монументальной «Божественной комедии» Данте Алигьери. Ее сюжеты неоднократно находили отражение в разных видах искусства, однако особую притягательность вызывала трогательная история любви Франчески да Римини и Паоло Малатесты, обреченных на страдание, души которых в вихре урагана носились в одном из кругов ада.
«Франческа да Римини» Чайковского – признанный шедевр симфонической музыки – еще на премьере в 1877 году вызвала у публики бурю восторга! Опера Рахманинова, впервые исполненная на сцене Большого театра в 1906 году, написана, безусловно, с симфонической партитуры старшего друга, но при этом является выдающимся произведением, где ведущую роль играет оркестр, а не вокальные партии.
Следующая программа фестиваля, запланированная на 1 июля, продолжит творческий диалог величайших композиторов мировой музыкальной культуры и представит две оперы, действия которых происходят во времена Средневековья.
Редкая гостья на сцене – опера «Скупой рыцарь», созданная по одноименной маленькой трагедии Александра Пушкина, – вторая в творческом наследии Сергея Рахманинова. Либретто написал сам композитор, практически ничего не изменив в тексте Пушкина, а лишь немного сократив его. Глубокий трагизм пронизывает партитуру, в которой основное внимание направлено на инструментальное переплетение голосов оркестра, высвечивая ключевые моменты пушкинской драматургии.
Еще во время подготовки премьеры первой оперы Сергея Рахманинова «Алеко» Пётр Чайковский высказал пожелание, чтобы опера молодого композитора, недавнего выпускника Московской консерватории, шла в один вечер с его последней оперой «Иоланта» – выдающимся сочинением оперной музыки.
История о слепой, прозревшей позднее принцессе, имеющей исторический прототип, очаровала Петра Чайковского. Впервые показанная на сцене Мариинского театра в 1892 году, «Иоланта» по-прежнему украшает лучшие оперные дома мира.
Фестиваль «Рахманинов и опера в Эрмитажном театре» завершится 3 июля. В программе концерта прозвучит музыка, вдохновленная тем периодом творчества Александра Пушкина, который принято называть «байроническим»: его увлечение традициями и нравами вольного и самобытного цыганского народа, свободного от общественных норм и условностей, нашло отражение в сюжетах величайших произведений и портретах ярких романтических героев.
Музыканты «Петербург-концерта» и Симфонический оркестр Санкт-Петербурга под руководством маэстро Сергея Стадлера предложат слушателям насладиться так называемым «цыганским» вечером, в который войдут обогатившие музыкальную пушкиниану разножанровые сочинения Сергея Рахманинова (симфоническая поэма «Каприччио на цыганские темы» и опера «Алеко»), Петра Чайковского (романс «Песнь Земфиры» на стихи из поэмы А. Пушкина «Цыганы») и Антона Аренского (сцена и ария Заремы из музыки к поэме А. Пушкина «Бахчисарайский фонтан»).
Создатели фестиваля уверены, что музыка, вошедшая в программы концертов, напомнит о красоте и гармонии как истинных ценностях бытия, которым был так верен Сергей Рахманинов и его коллеги — величайшие русские композиторы.