Редакция интернет-издания «Топ-Новости Культуры» представляет книгу поэзии Евгении Витальской «Взмах окрылённости».
Евгения, расскажите, пожалуйста, с чего началось ваше творчество? Как родились первые строки стихотворений?
Сложно сказать, с чего всё началось, поскольку мои ранние детские воспоминания связаны с фантазиями-экспромтами, в которых я словно отрывалась от земли, испытывая всеобъемлющее чувство наслаждения. Единственное, мои выдумки не были зарифмованы, поэтому, когда в десять лет я впервые передала их стихами, для меня такой поворот событий не оказался чем-то из ряда вон выходящим, скорее, закономерным. Возможно, перед моментом поэтического творчества я зачиталась не прозой, а стихами.
Что вдохновляет вас на творчество сегодня?
То же, что и всегда — вовлечённость в необоримое желание проявить словами сокровенное.
Ваша книга «Взмах окрылённости» запоминается очень чувственной эмоциональной лирикой, музыкой слов. Ваша поэзия – это отражение внутреннего мира или вы черпаете вдохновение в красоте мира внешнего?
Не отражение, а извержение, и именно внутреннего мира, как вулкана. При этом красота внешнего мира отмечена, если созвучна «лаве», не более того.
Может быть, у вас есть особые места творческой силы, где приходит вдохновение? Где вы больше любите сочинять — в городе или на природе?
Стихи пишутся не снаружи внутрь, а изнутри наружу, поэтому внешние рамки здесь не играют никакой роли. Вдохновение меня не покидает, другой вопрос, откликнусь я на него или нет.
Есть ли у вас любимые поэты и чему вы у них научились?
«Любимый» — очень горячее слово, подразумевающее истинную склонность к личности какой-либо сферы жизни, и в контексте поэзии я не приобщена к этому вопросу ни в коей мере. Само же стихотворчество было для меня не предметом обучения в период подросткового поэтического поиска, а даром Бога, раскрывающимся во мне всё глубже и сильнее.
Как вы относитесь к современной поэзии? Можете ли порекомендовать читателям книги или сборники поэтов, или всё же вы больше тяготеете к классической лирике?
Не могу сказать, что я тяготею к какому бы то ни было роду поэзии какого-либо века. Я далека от современного мира так же, как и от мира, ушедшего в небытие, поскольку мой творческий пульс бьётся вне времени.
Если бы у вас была возможность прочитать для нас только одно стихотворение из книги, какое бы вы выбрали?
Безусловно, «Все деревья в снежных коконах…», но не мне прочитать, а ценителю поэзии самому. Это — стихотворение-чудо, дарящее надежду любому человеку, как бы больно ему ни было.
Все деревья в снежных коконах,
В белых нитях на весу.
Из сугробов, ветром сотканных,
Стужа вьёт свою красу.
Тонкий блеск, застывший намертво,
Бледный зимний штрих лучей.
Край небес затянут в марево,
Тени кажутся длинней.
Бор — в прозрачности невиданной,
В гранях без полутонов,
Серебром насквозь пропитанный,
Сед, и светел, и суров.
Дрожь ветвей от редких шорохов,
Косогор в заносах вьюг,
Перелив из льдистых всполохов,
Тишь, покой и сон вокруг.
Кроны инеем увенчаны,
Заводь — словно из слюды.
Несколько часов до вечера,
До Рождественской звезды…
Выступаете ли вы на сцене, участвуете ли в фестивалях поэзии или стихи для вас глубоко личное? Как по-вашему, поэзия нуждается в тишине или овациях?
Не просто глубоко личное, а безмерно личное, но, если не говорить с публикой о сокровенном и вечном, какой смысл в выступлениях? Ни тишина, ни овации не являются источниками моего творчества. Это — чудодейство, не подвластное человеческим категориям, испытать которое можно в любой момент, когда взгляд расфокусирован с внешнего.
Если бы у вас была возможность обратиться к своим читателям напрямую, что бы вы им рассказали о себе, что пожелали бы?
Обо мне всё рассказано в стихах, вряд ли можно что-то добавить. Если говорить о пожеланиях читателям, хочется заметить, что человеческую душу затемняет многое, являющееся сиюминутным, преходящим, тленным. Из-за этого личность растрачивается впустую.
Есть то, что неизмеримо ценнее видимого мира, и вечный смысл жизни, открытый индивидууму, приводит к познанию и переживанию иной реальности — потрясающей, незыблемой и чудесной, — той, которая пронизывает всё моё творчество и делает меня по-настоящему счастливой, и той, которую я желаю испытать всем, соприкоснувшимся с моей поэзией.
Расскажите немного о своих творческих планах на будущее.
План в любой сфере жизни — это некая связанность, а всё, что ограничивает внутреннюю свободу, для меня неприемлемо. Творчество — результат желания, а не закона. Могу сказать одно: желание творить — сильнее меня, значит, поэзия продолжается…
Редакция предлагает вниманию читателей еще два стихотворения из книги «Взмах окрылённости»:
Потёки сумеречных крапин
По потолку…
Следами воска лист закапан
Во всю строку…
Раскрытым томом фолианта
Играет бриз…
Распущены на шляпе банты
Концами вниз…
В распахнутую дверь балкона
Струится тюль…
Мольберт с холстом для медальона —
Эскиз косуль…
Забытых нот на клавесине
Немой укор…
В тончайшей мелкой паутине
Ковра узор…
Гравюры в потускневших рамах
Вбирают мглу…
Теней чернее тёмных самых
В одном углу…
Дыхание ночных гардений —
Снов аромат…
Часы в плену сердцебиений
Бьют невпопад…
На сквозняке скрипит, быть может,
Резной паркет…
Но вас никто не потревожит —
Меня здесь нет…
***
Во флегме ночного затишья
Таится минорный подтекст.
Слагаются четверостишья
Из терций, и септим, и секст.
Вновь плоть чёрно-белую клавиш
Целует живое туше,
Когда ничего не исправишь
В придуманном нами клише.
В сквозных виртуозных нюансах,
Как в гранях алмазных камней,
Звучит каждый стих в консонансах
И светом, и тенью своей.
Ночь, ветер на выдохе спрятав,
На миг превращается в слух, —
Упиться слиянием взглядов
И музыкой призраков двух.
Цветных самородков изыски
Нас отсверком ритмов слепят,
Пока на земле мы так близко
И сном каждый шорох объят.
Гармонией высшего чувства
Легко наслаждаться впотьмах.
Сотворчество — наше искусство
Не только в предвечных мирах.
Избытком сокровищ из сердца
В глубины мои и твои
Из септим, из секст и из терций
Слагаются гимны любви…
Заказать книгу Евгении Витальской можно на Озон и Wildberries, в книжном магазине Читай-город.