Редакция интернет-издания «Топ-Новости Культуры» представляет книгу Яны Грос «Изогнутые истории». Произведения Яны Грос – это гротеск, социальная сатира, реакция на процессы, которые происходят сегодня: разрушение семейных ценностей, потеря индивидуальности, насаждение античеловеческих культов…
Яна Грос – лауреат и дипломант российских и международных литературных конкурсов, печатается в литературных альманахах и тематических сборниках, член Союза деятелей культуры и искусства. Награждена медалями «Марина Цветаева 130 лет», «Мастер своего дела М.А. Булгаков», «Александр Беляев-140», «Александр Вертинский-135».
Автор с активной социальной позицией. Занимается благотворительностью.
Яна, расскажите, пожалуйста, как вы пришли в литературу? О чем были первые ваши произведения?
Детство прошло в творческой, литературной среде. Дедушка – советский украинский стендапер, шоумен. Автор более ста юмористических стихов, рассказов и сценариев. Мама и обе бабушки – учителя. В нашем доме были собрания сочинений практически всех классиков (мои планы по прочтению всех классических произведений почти начали осуществляться).
Если говорить о первых пробах, то это были скорее записки «в стол». Порой в формате дневников. Я описывала всё, от чего меня бросало в дрожь, что ужасало и раздражало. Все самые доведенные до кощунственного максимума мысли и поступки моих знакомых и друзей обязательно увековечивали или не увековечивали себя в моих блокнотах и тетрадях. Мне всегда было интересно и захватывало не просто передать историю, а пережить самой как актрисе чувства персонажей. Так я пытаюсь понять, что руководило моим прототипом на совершение того или иного (обязательно) мерзкого и отвратительного поступка и порой, когда нить с прототипом утрачивается, я легко фантазирую продолжение его истории, судьбы и на более чем 100% я уверена, что во многих случаях, мои фантазии так или иначе были воплощены оригиналом. Естественно, поначалу были какие-то экспериментальные стихи: белые, кривые, пузатые, лохматые, сумбурные…, но всегда активные – социально-ориентированные. Что-то сохранилось, что-то утеряно, что-то сожжено, что-то пылится в шкафах, сундуках, в подвалах под коврами, в банках. Когда-нибудь если у меня наконец-то в сутках появится не 24 часа, а хотя бы 72, я обязательно отыщу время и реанимирую желтые страницы запыленных стихов, придав им электронный нормальный формат. Почему бы и нет!
А что же послужило настоящим толчком к вашему творчеству – нередко это бывает какое-то событие, когда слова и чувства просятся наружу… Что было у вас?
Моему первому роману «Выход» действительно предшествовала трагическая форс-мажорная ситуация, случившаяся с моей на тот момент очень близкой подругой. Собственно, подруга-то и порекомендовала мне запечатлеть ее неординарную судьбу с преследующими ее атмосферными, отстранёнными, порой неадаптивными мыслями, переживаниями, страхами и тревогами в авторских листах. Естественно, что все имена в этом романе, как и в других моих произведениях, являются абсолютно вымышленные, а любое совпадение с реальными людьми и событиями – совершенно случайны. Если ранее я относилась к писательству как мимолетному несерьезному хобби, баловству на уровне с актерским мастерством, музицированием (хотя я профессиональный музыкант), эта история была для меня находкой, открытием, призывом к действию. Альтернативная, необычная и даже уникальная судьба не могла остаться незамеченной.
Яна, вы – автор с активной социальной позицией, занимаетесь общественной деятельностью. Расскажите, пожалуйста, о ваших социальных инициативах. Как повлияла ваша позиция на творчество?
Одно время, достаточно продолжительное, я возглавляла молодежную общественную организации «Женщины – будущие лидеры России». В рамках общественного движения мы занималась помощью детским домам, беженцам, малоимущим семьям, проводили благотворительные акции, реализовывали социальные проекты. Я лично была автором и организатором таких достаточно масштабных молодежных проектов, как «Школа молодого лидера», куда были вовлечены старшеклассники и студенты. Активно реализовывался в молодежной среде демографический проект, в рамках которого пропагандировались семейные традиции и ценности, способствующие укреплению семьи.
В настоящее время я продолжаю активно участвовать в общественной работе, но моя прямая сфера деятельности уже много лет существует в режиме «24/7/365» в крупнейших мегакорпорациях страны.
В книге «Изогнутые истории» затронуто много социальных проблем. Как та или иная тема становится историей: сама выбирает автора или вы посвящаете произведения самому наболевшему в современном обществе?
Социальное расслоение, безработица, преклонение перед западом и уничтожение самобытности рождает в наших наивных индивидах нестабильность. Нестабильность приводит к лицемерию, лизоблюдству, зазнайству, торгашеству, мелкодушному смирению, которые презентуются в наше время как бизнес-ориентированность, успешность и самоэффективность. Лидерство – с обязательной функцией абсолютного делегирования полномочий – стало эталоном, культом бытия. Деградация и превращение себя изо дня в день в капучино-ванильное существо с первобытными похотями выбирается молодежью в качестве единственного пути развития. Закодированное западными ценностями общество воспринимается будто тот самый мазохист, которого чем больше унижают и мучают, тем ему приятнее, и он даже ощущает минуты «донатного» счастья, потому что в целом боль и страдания ему приносят «лайки». И это мне интересно! Интересно разобраться – почему!? Как случилось, что в клинике лекарь снимает с лица дамы кожу, а затем перерабатывает, сжигает ее, убеждая клиентку, что она помолодела после этой «процедуры в микроволновке» на 20 лет, и дама действительно верит, и ей даже после такого мероприятия становится хорошо. Она счастлива. Может, боль, унижения и страх заводят? Не знаю. Буду разбираться. Вникать, как говорится, в обстановку. Но могу сказать, что полная ликвидация образования и воспитания делают свое гадкое дело: уродуют социум – и не только внешне. Вот он, апокалипсис трагедий и маразма, скрытый за лайками в соцсетях и дешевой популярностью завсегдатаев ресторанов и кафе. Перевернутые реалии всюду и везде – всё так и просится быть написанным сатириком.
Поэтому пока женщины будут бросать своих маленьких детей на детских площадках или принудительно сажать их на виртуальную цепь, убеждая близких в том, что они самые прогрессивные матери не свете; пока мужчины будут восхищаться женщинами-киборгами; пока менеджер по продажам будет делать массаж матери своего руководителя и считать себя замотивированным карьеристом; пока тупость, лживость и агрессия будет выдаваться за ум и важность, а честность, культура и вежливость – за аутсайдерство, я буду писать!
Но всё же смех побеждает страх… Почему вы выбрали в творчестве именно жанр сатиры?
Я не привязываюсь к определенному жанру. Я играю, жонглирую, ломаю, создаю, экспериментирую. Заставляю идею воплощаться так, как ей захочется. Как она захочет? Я не форсирую. Если мне не хватает слов, я легко придумаю новые, которые передадут ту самую смехотворную трагедию происходящего. Бывает, что даже любимые буквы не справляются с поставленной задачей и им приходят на помощь фрукты, овощи, фигуры, знаки, символы и даже смайлики. Почему бы и нет, если у смайлика получиться лучше обыграть задумку, чем у слов. Я – игрок! И не тот, кто пытается выиграть гонку и занять место призёра на подиуме жанров, а пытающийся создать «иное». Новые реалии, иные слова, другие жанры. Каждое произведение – единственное в своем роде. Непредсказуемое. В творчестве я против правил, регламентов, уставов, или чем там еще руководствуются члены писательских союзов?.. Нет, барьеры – лишние! Должно быть столкновение, взрыв, хаос, из которого рождается новое, молодое, свежее, обязательно перчёное, а не клонированное, произведение.
Юмор представляется именно так: юное, но с перцем; преодоление, но с возможностью оглянуться и посмеяться вволю над обстоятельствами, с безопасного расстояния. А какие внутренние, внешние или творческие барьеры вам самой позволяет преодолеть юмор?
Юмор скорее выполняет воспитательно отрезвляющую функцию. Если любому из нас вот так прямо сказать, что, мол, извини-прости, но ты чувак – идиот, маразматик и подлец, а твои поступки – двуличны и комичны… То любой вскипит от гнева, пропотеет от стыда и, конечно, расстроится. Если же утрировать грехи, довести до карикатурного абсурда, вероятность того, что что-то переключится в сознании «подопытного» возрастает. Вероятно даже, задумается, проанализирует, сделает работу над ошибками своего «макарунного» образа жизни. Через юмор любая критика воспринимается мягче, легче и теплее, почти как бабушкины щетинистые носки на босу ногу. Да и в конце концов, смех – это хэппи энд трагедии.
Книга «Изогнутые истории» – сборник альтернативных историй, где гротеск и абсурд происходящего как раз выявляют правду жизни, а герои произведений знакомы и узнаваемы. Как вы создаете своих персонажей: они – вымысел автора или у них есть реальные прототипы?
Каждая история – это своеобразный «микс» из множества различных, порой не связанных между собой прототипов и судеб. В моих, так сказать, «сборных» историях, несмотря на абсурдность ситуаций, нет как таковых ультра-преувеличений. Чем больше ситуация воспринимается и кажется гротесковой и абсурдной, тем выше вероятность, что именно этот факт реальный. Хотя авторская фантазия присутствует безусловно. А как же без нее?
Да и я не показываю положительных героев. Честные, порядочные, благовоспитанные граждане для меня скучны и неинтересны со всей своей честностью, порядочностью и благовоспитанностью. С ними можно прекрасно пить чай на веранде, но они точно не годятся для истории, рассказа, чтобы я о них написала, во всяком случае пока они сохраняют свою честность, порядочность и благовоспитанность. Прожженный циник- социопат или интриган-биполярник (чаще одновременно) – вот герои моих произведений. Мой персонаж лицемер и негодяй по максимуму и до предела. Он безнравственный и аморальный до мозга костей, и не было в его судьбе никаких эдаких событий «до», которые изуродовали благочестивую душу, затравили и направили по иному дурному пути. Нет! Каждый персонаж изначально и постоянно вбирает в себя все самые отмороженно-катастрофические черты. Никаких положительных сторон. Они отсутствуют изначально, что печалит меня как автора.
Но я люблю абсурд за то, что он не искажает истории, наоборот, как чистое зеркало, без обмана и уловок, показывает «всё как есть». Так и хочется спросить: ну, посмотри на себя, ты нравишься себе, вот такой убогий, мелкий, жадный, жестокий, чудной и мерзкий? Хотя я верю, что однажды, мой герой столкнётся лицом к лицу со своим прототипом. И его тряхнёт как следует! Или сразу обоих?! Это будет неоднозначная, противоречивая, неудобная встреча-экзамен, после которой у «злостного» оригинала обязательно наступит переосмысление, переоформление своих ценностей и поступков в нужную сторону. А моему герою после такого случайного знакомства ничего не останется, как последовать за ним, встав на славный путь исправления.
А есть ли у вас самой любимые писатели-учителя из классиков или современников, и чему вы у них научились?
Конечно, есть. И у наших богатых русских и зарубежных классиков я учусь не вгонять дорогого читателя в летаргический сон, спасая его от словесного потопа бесконечно повторяющихся затасканных нудных строк, абзацев, затапливая этим главы и романы. Это на самом деле очень утомляет. Ужасно, когда невозможно добраться до конца романа по причине глубокого нейронного кошмара с сыном Нюкты и Эреба.
Расскажите немного о своих творческих планах на будущее?
В пути и совсем скоро уже увидит свет первая книга в рамках саги романов «ПеклоЭнергоГаз» – «Испытательный срок». Грандиозный роман, посвященный офисным будням специалистов мегакорпорации. Это будет многожанровое произведение, ядерная смесь хоррора, фантастики, попаданства, абсурда, сатиры и, как всегда, что-то где-то основано на реальных событиях. Готовятся также рассказы, повести о современных мамочках (рассказ «Мамаша-зашибись»), об удалёнщиках (рассказ «Денискин труд»), об увлечёнках инъекциями красоты («Косметолог») и много-много чего ещё!
Желаем вам вдохновения и удачи в творчестве!
А представленную в интервью книгу «Изогнутые истории» можно заказать на ЛитРес >>>