«Петербург-концерт» и итальянский пианист-виртуоз Даниэле Буччо
приглашают на российскую премьеру сочинений Марины Скрябиной
14 апреля на главной площадке «Петербург-концерта» в Екатерининском собрании состоится единственный музыкальный вечер «Инфинитум А. Скрябина». Совместный проект «Петербург-концерта» и неутомимого исследователя и популяризатора русской музыкальной культуры, виртуозного итальянского пианиста Даниэле Буччо впервые представит петербургской публике творчество младшей дочери Александра Скрябина, Марины Скрябиной.
14 апреля — памятный день для всех почитателей творчества Александра Николаевича Скрябина: в этот день в 1915 году великий русский композитор, пианист, поэт и мыслитель ушел из земной жизни, но его музыка, равно как и его философские идеи всеобщего объединения людей вокруг ценностей добра, света и искусства, — со временем звучат все символичней.
В программе единственного концерта в исполнении выдающихся музыкантов — пианиста-виртуоза, профессора Римской консерватории (2011—2017), музыковеда Даниэле Буччо, приглашенной солистки Мариинского театра Елены Ушаковой (сопрано), а также ведущих солистов-инструменталистов «Петербург-концерта», лауреатов международных конкурсов Олега Гречнева (труба) и Павла Бируна (валторна) прозвучат поздние фортепианные произведения, сонаты и этюды, а также два оригинальных, редко исполняемых романса Скрябина. Первый — для валторны: на его создание композитора вдохновило мастерство блистательного французского валторниста Луи Савара. Рукопись романса для сопрано была передана русским музыковедом Леонидом Сабанеевым выдающейся певице Нине Павловне Кошиц: она же и получила право исключительного исполнения этого произведения от Комитета Скрябинского общества в Москве. Впервые романс прозвучал для публики спустя год после кончины Скрябина, после чего многократно и с неизменным успехом исполнялся певицей в Европе и Америке. Нина Кошиц обладала лирико-драматическим сопрано совершенно необыкновенного, волнующего, горячего тембра — ее называли «Шаляпиным в юбке».
Кульминационное событие вечера — российская премьера оригинальных сочинений младшей дочери композитора, Марины Александровны Скрябиной.
«Марина Скрябина решающим образом определила восприятие творчества своего отца в Европе с помощью многочисленных радиопередач и популяризации идей своего дяди, литературного и музыкального критика Бориса Шлёцера, — комментирует Даниэле Буччо. — При этом с 1936 по 1955 год она и сама успешно занималась музыкальной композицией. Правда, ее сочинения до сих пор не изданы. Часть из них уже звучала в Европе, часть — нет. В Санкт-Петербурге и в России все эти произведения исполняются впервые».
14 апреля петербуржцы впервые услышат оригинальное сочинение Марины Скрябиной для сопрано и фортепиано Три псалма (№ 127, № 124 и № 131), а также две сонаты (№ 1, № 2). В январе 1948 года Вторую сонату для фортепиано исполнила жена Бориса Шлёцера Маргарита Булиан, кстати, она была и первой исполнительницей Шестой сонаты Скрябина в 1936 году в Париже. В 1951 году Маргарита же аккомпанировала на фортепиано Жанне Фор-Бадар при публичном исполнении Псалма № 127 в Зале Берлиоза.
Исполнение «Вариаций» Марины Скрябиной станет настоящей мировой премьерой.
Даниэле Буччо является крупнейшим исследователем и популяризатором творчества Александра Скрябина. Как исполнитель и музыковед он посвятил себя творчеству оказавшихся под влиянием гения Скрябина петербургских композиторов Ивана Вышнеградского и Игоря Миклашевского. В 2014 году Даниэле Буччо нашел рукописи Марины Скрябиной, которые к тому времени еще не были каталогизированы. С этого момента исследователь представляет ее творчество на конференциях и в концертах.
Для Елены Ушаковой исполнение вокальных партий в сочинениях Александра и Марины Скрябиных является своеобразным дебютом. «Прежде я никогда не исполняла произведения Александра Скрябина и, конечно, предложение исполнить неизвестные вокальные произведения вызвало у меня большой интерес, — говорит солистка Мариинского театра. — Вспоминаю, как в детстве очень любила слушать пластинки из огромной коллекции моей мамы, пианистки и преподавателя музыкальной школы: на одной из них была изумительная Третья симфония — «Божественная поэма». Полная разных красок, мелодичная и глубокая музыка. Она запомнилась навсегда, проникла глубоко в душу, будоражит мое воображение, волнует и трогает сегодня».
Творчество Скрябина — несомненно выход за пределы исторического контекста в контекст общечеловеческий. Гениальный композитор и мистический философ, он мечтал, что приобщение человека к культуре и к ее высшим ценностям навсегда изменит мир, и, возможно, нам потребуется еще немало времени, чтобы осознать глубину его идей и приблизиться к их воплощению.
Подробная информация и билеты представлены на сайте «Петербург-концерта»: petroconcert.spb.ru